Сочинение.
Александр Беляев.
Сочинение школьника, а быть может очерк.
«… не состоявшийся юрист, фантастический писатель …»
Александр Беляев - родился в Смоленске, в семье
православного священника. Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела.
Александр священником не стал, а напротив, был убежденным атеистом.
А. Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к
себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил
музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией (существовал
сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах»). С детства
много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном.
Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной
из его шалостей стала травма глаза с дальнейшей порчей зрения. Мечтал юноша и о
полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в
конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Однако, в попытках
взлететь, он получил травму, которая повлияла на всю дальнейшую жизнь. Однажды
упал с крыши сарая и значительно повредил спину. В середине 20-х годов Беляев
страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был парализован на
месяцы.
Ещё во время учёбы в лицее А. Беляев проявил себя театралом. Под его
руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку
«Три года, три дня, три минутки» с массовыми сценами, хоровыми и балетными
номерами. В том же году А. Р. Беляев и виолончелистка Ю. Н. Сабурова поставили
оперу-сказку Григорьева «Спящая царевна». Сам он мог выступать и драматургом, и
режиссёром, и актёром. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой
известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям.
Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством
Станиславского, А.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста — сыграть вместо
того в нескольких спектаклях.
Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти».
В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ» изображён прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» — достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).
Его последний роман в 1941 г. — «Ариэль» — перекликается с известным романом А. Грина «Блистающий мир». Герои обоих романов наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ Ариэля — достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего «земное притяжение».
Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти».
В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ» изображён прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» — достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).
Его последний роман в 1941 г. — «Ариэль» — перекликается с известным романом А. Грина «Блистающий мир». Герои обоих романов наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ Ариэля — достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего «земное притяжение».
В январе 1942 года писатель умер от голода,
в оккупированном городе Пушкин (пригород Ленинграда). Оставшиеся в живых жена и
дочь писателя были депортированы немцами.
Место его захоронения достоверно не
известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь
на предполагаемой могиле. Он обладал огромным воображением и умел смотреть
далеко в будущее, благодаря чему великолепно живописал людские судьбы в
необычных, фантастических обстоятельствах. Одного Александр Беляев не мог
предвидеть - какими будут его собственные последние дни. Если о жизни писателя
биографам известно почти все, то обстоятельства смерти "советского Жюль
Верна" до сих загадочны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий